Лямбда-зонд (λ-зонд) — датчик кислорода в выпускном коллекторе двигателя. Позволяет оценивать количество оставшегося свободного кислорода в выхлопных газах.
Датчик основан на свойствах оксида циркония — ZrO2 и начинает работать только при температурах более 350 °C. Для ускорения прогрева датчика в него монтируют электро-подогреватель, потому обыкновенно датчик имеет пару сигнальных проводов и пару от подогревателя.
Рабочий элемент датчика — пористый керамический материал на основе двуокиси циркония, покрытый методом напыления платиной. Выхлопные газы обтекают рабочую поверхность. Датчик реагирует на разницу между уровнем кислорода в выхлопных газах и в атмосфере, вырабатывая на выходе соответствующую разность потенциалов. Первые "лямбда-зонды" были резистивными, т.е. изменяли свое сопротивление. Современные датчики работают как пороговые элементы.
Сигнал используется системой управления для поддержания оптимального (стехиометрического, около 14:1) соотношения воздух:бензин в камерах сгорания.
В стехиометрии — λ = (реальное к-во воздуха) / (необходимое к-во воздуха)
λ=1 — стехиометрическая (теоретически идеальная) смесь
λ>1 — бедная смесь
λ<1 — богатая смесь (избыток бензина, воздуха не хватает для полного сгорания)
Поскольку некоторое количество кислорода ДОЛЖНО присутствовать в выхлопе для нормального дожигания СО и СН на катализаторе, для более точного регулирования используют второй датчик, расположенный за катализатором.
Преждевременный выход из строя "лямбда-зонда" чаще всего вызывается:
- применением этилированного бензина или содержащего не регламентированные присадки;
- многократными неудачными попытками запуска двигателя, в результате которых в выпускном трубопроводе скапливаются пары несгоревшего топлива, способного воспламениться с образованием ударной волны;
- перегревом наконечника датчика, вызванным перебоями в зажигании, нарушениями в системе контроля опережения зажигания, когда двигатель продолжительное время работает на переобогащенной топливной смеси;
-чрезмерной "перегазовкой", когда тахометр находится в "красной зоне".
Возможными признаками выхода из строя кислородного датчика являются:
- сигнал бортовой системы диагностики (зажигание контрольной лампы "CHECK ENGINE" и фиксация определенных кодов неисправностей в памяти [1]);
- кратковременное зажигание контрольной лампы "CHECK ENGINE" при ускорении автомобиля; - неустойчивая работа двигателя на холостых оборотах;
- повышенный расход топлива и ухудшение динамики автомобиля;
- потрескивание и запах гари в районе установки катализатора, а также повышение температуры или нагрев катализатора до раскаленного состояния. Характерный запах тухлых яиц, присутствующий в выхлопе при попадании в катализатор большого количества не сгоревшего топлива.
Возможные последствия выхода из строя кислородного датчика:
-приводит к резкому сокращению срока службы катализатора, т.к. пропадание или искажение сигнала с "лямбда-зонда" приводит к переобогащению топливной смеси и увеличению содержания токсичных веществ в продуктах сгорания.
Nissan Almera N16 применяются:
2000-2002 гг.:
1-й лямбда-зонд:
Nissan 22690-9F601
Bosh 0 258 005 274 (почти оригинал, встанет как родной, разъем переделывать не придется,Количество проводов, шт--3, Общая длина, мм--352)
ATSOS1000 (универсальный,скорее всего потребуется разборка колодки, либо скрутка)
2-й лямбда-зонд:
Nissan 226A0-5M301
Bosh 0 258 005 276 (почти оригинал, встанет как родной, разъем переделывать не придется)
ATSOS1000 (универсальный,скорее всего потребуется разборка колодки, либо скрутка)
2002-2006 гг.:
1-й лямбда-зонд:
Nissan 22690-AX000
Bosch 0 258 006 462 (почти оригинал, встанет как родной, разъем переделывать не придется, Количество проводов, шт --4,Общая длина, мм --430)
NGK 6513 (встанет как родной, разъем переделывать не придется)
Bosch 0 258 986 602 (универсальный,скорее всего потребуется разборка колодки, либо скрутка)
Комментариев нет:
Отправить комментарий